RU EN
Большая Коряжма

Жаркая зима в Коряжме

21.03.2011

Коряжма — маленький городок среди тайги. Зимой морозы в тридцать–сорок градусов здесь вполне обычное явление. Для горячих цехов ЦБК это не проблема. Но людям, работающим в лесу, не позавидуешь. Недаром еще с советских времен выражение «отправить на лесоповал» означало самую крайнюю степень физических испытаний. «Слабаки здесь долго не задерживаются», — говорят коряжемцы. Лес — это настоящая проверка на выдержку и выносливость. И журнал «Корпорация» решил отправиться в экспедицию на лесную делянку — туда, где круглосуточно идет напряженная работа и где, собственно, и начинается бизнес тысяч людей, работающих в Группе «Илим».

Через полтора года в филиале Группы «Илим» в Коряжме начнет работу новая бумагоделательная машина. Выпуск продукции будет значительно увеличен, а возросшие производственные мощности потребуют и большего объема сырья. Поэтому существенная часть инвестиций проекта «Большая Коряжма» уже сейчас направляется в лесозаготовку.

«Объемы финансирования просто беспрецедентные, — говорит директор лесного филиала ОАО Группа „Илим“ в Коряжме Владимир Федфебелев. — В России сегодня мало кто тратит такие деньги на то, чтобы лес заготавливался цивилизованно, на мировом уровне, и людям были бы созданы достойные условия труда».

О том, насколько серьезно в «Илиме» относятся к лесозаготовке, говорят цифры: если в 2009 году в лесной филиал в Коряжме было инвестировано около $ 2 млн, то в прошлом, 2010 году — уже $ 19 млн. А инвестпрограмма нынешнего года — $ 35 млн. 

Меняется все: техника, бытовые условия, организационные структуры. До сих пор тысячи лесозаготовителей были формально разделены по разным компаниям, работающим каждая на своей делянке и по своим правилам. Теперь эти компании упразднены, а сотрудники переведены на работу непосредственно в Группу «Илим» — в лесной филиал.


«Цель реформы понятна, — объясняет Владимир. — В каждой маленькой компании было свое руководство, своя отчетность, свои отношения с работниками. Сформировав единый филиал, мы экономим средства, время, которое тратилось на бюрократические переписки, и, наконец, можем ввести для всех работников единые и ясные правила работы. Ведь если ты можешь обеспечить человека хорошей техникой, зарплатой, комфортными бытовыми условиями, то вправе и потребовать от него работать, что называется, «на совесть».

«Везет» дорога

В машине Владимира Федфебелева мы направляемся на лесозаготовительный участок Вилегодское, примерно в 120 км от Коряжмы. Навстречу нам потоком идут автолесовозы. В сутки на комбинат приходит до 470 машин,  «под завязку»  груженных хвойным балансом. В этом потоке — и новенькие сортиментовозы Volvo, только что закупленные для филиала. Мы останавливаем один из них и разговариваем с водителем, Сергеем Александровым. Он отвечает кратко и сосредоточенно. «Машина мощная, комфортная. Берет почти в два раза больше „кубов“, чем наш КАМАЗ. Сначала опасались за ее проходимость: низкий бампер. Но оказалось, что все нормально: идет хорошо даже по нашим дорогам!».

Пока шведских сортиментовозов закуплено не так много: коряжемцы осторожны и испытывают новую технику небольшими партиями, опасаясь, выдержит ли она наш отечественный «экстрим». «У нас говорят: везет не машина, везет — дорога, — вздыхает водитель Сергей. — Зимой мороз „схватывает“ грунт, проехать можно почти везде, и на делянках — самое жаркое время для работы. Весной, чуть только подтает, буксовать может начать любая техника. Тут-то и станет ясно, на что она способна на самом деле и можно ли на нее делать ставку».

Лесные дороги — больная тема для лесорубов. И не только в Коряжме — по всей стране. Государство после развала СССР почти прекратило строить новые трассы, и для того, чтобы добраться до дальних делянок, лесозаготовителям приходится прокладывать пути для машин самостоятельно, за свой счет. В этом году филиал в Коряжме планирует проложить 157 км новых лесных дорог. Также будут потрачены средства

из инвестпрограммы на строительство мостов. Закупаются новые импортные бульдозеры, экскаваторы, грейдеры. Формируется собственный дорожно-

строительный участок филиала, который позволит объединить всех дорожников в единой структуре. Без надежных трасс древесина, заготовленная на делянках, так и останется мертвым грузом, лежащим в тайге. До комбината она не дойдет, а это — смерть для всего производства. «Хочешь, не хочешь, а на комбинат ты обязан доставить в год 4,2 млн „кубов“, — говорит Владимир Федфебелев. — Обязан! И отговорок тут быть

просто не может».

Лесоруб в сандалиях

Полтора часа езды по таежным дорогам заканчиваются для нас остановкой прямо посреди леса: на небольшой поляне умещаются новенький дом-бытовка, мощный бульдозер Caterpillar, несколько штабелей свежеспиленных деревьев и автомобиль начальника участка Александра Николаевича Гомзякова. Из-за деревьев слышится — нет, не топор дровосека: рев моторов и визг сразу нескольких пил. Шум стоит серьезный, и тем удивительнее увидеть при входе в лес, что на участке работают всего две машины — харвестер и форвардер. Оба этих аппарата производят фантастическое впечатление. Они — последнее слово техники и, кажется, ведут свою родословную от того самого стального зверя, который стал героем «Сибирского цирюльника» Никиты Михалкова. Высокое столетнее дерево харвестер спиливает, очищает от веток и разрезает на ровные бревна за считанные секунды. Форвардер стальной «рукой» поднимает эти бревна охапками и методично загружает в свой кузов. «Комплекс из двух машин заменяет 42 человека, — поясняет начальник участка Александр Николаевич. — Работает как шесть бригад по семь человек! И притом круглосуточно, днем и ночью…».

Когда харвестер все же останавливается, из приоткрытой дверцы нас приветствует его оператор — Анатолий Чевыкалов. На нем — корпоративная

спецодежда и специальная легкая обувь — сандалии. Кругом — заснеженная тайга; снег — по пояс. Но на наши недоуменные вопросы Анатолий отвечает просто и коротко: «В машине тепло. В сандалиях — удобно». И приглашает заглянуть к себе в кабину. Внутри действительно тепло и очень интересно: вместо руля — экран компьютера, по бокам от него — джойстики, напоминающие приспособление для компьютерных игр. «На экране отражается вся работа машины, — объясняет Анатолий. — В том числе, объем древесины в кубах. Видите: мы со сменщиком отработали двое суток и заготовили 636 кубов. Это очень неплохой результат. Джойстики управляют движением и головкой с пилами. Кнопки по бокам — для выбора породы древесины, режима работы головки и так далее…».

Каждая такая машина стоит около $ 400 тыс. В паре с форвардом комплекс «тянет» на $800 тыс. «Конечно, эти затраты себя оправдывают, — говорит Владимир Федфебелев. — Помимо очень хорошей производительности, машины эти еще и надежны, а кроме того, создают комфортные условия для операторов. На харвестерах хотят работать все. У нас уже очередь из желающих стать операторами. Раньше никогда такой конкуренции не было».

Начальник участка Александр Гомзяков тем временем рассказывает о строгих стандартах, которыми руководствуются лесозаготовители в своей работе: при заготовке нельзя спиливать все деревья, часть оставляется для самовосстановления леса в будущем, территория очищается от веток и отходов, «рост» пеньков от срубленных деревьев не превышает двух третей

диаметра и так далее. Все это — современные правила цивилизованного лесопользования, и в коряжемском филиале их строго соблюдают.

«В следующем году мы построим еще и новый специальный питомник, — рассказывает Владимир Федфебелев. — Он позволит нам снимать до четырех

урожаев саженцев в год. После специального закаливания они будут высажены на таких вот делянках, и через несколько десятилетий здесь вырастет новый лес. Не хуже прежнего!».

Люди и машины

Новая производительная техника, увиденная нами на делянке, смотрится эффектно и выдает «на-гора» большие объемы продукции. Но не несет ли она скрытую угрозу для самих работников? Ведь если один харвестер John Deerе заменяет 40 человек, а, к примеру, лесоштабелер Liebherr (такие работают на приемке древесины на комбинате) — бригаду из 6 стропальщиков, то не останутся ли прежние работники «за дверью» этого нового высокотехнологичного производства? В Коряжме уверены, что такой опасности нет. Ведь в России, увы, год от года сокращается население;

подрастающая молодежь из российских сел и деревень все чаще ищет лучшей доли в крупных городах. «Мы молодого специалиста топором и пилой не заманим, — говорит Владимир Федфебелев. — Работа на современной технике, хороший заработок при высокой выработке — это необходимые условия для привлечения на комбинат энергичных, профессиональных работников. И для конкуренции среди работников, которая позволила бы нам отбирать самых лучших и избавляться от нерадивых».

Новые технологии приводят и еще к одному положительному эффекту — экономии затрат. Скажем, в прошлом году на часть лесовозов филиала были установлены датчики топлива, соединенные с сиcтемой GPS. Датчики позволяют контролировать расход топлива на машинах в режиме online, а навигационная система — контролировать маршрут. В результате, если в январе 2010 года экономия топлива по транспортному участку лесного филиала составила 500 литров, то в январе 2011 года — уже 12 тысяч литров!

Кроме того, вложения средств в новую технику и более жесткая дисциплина на делянках привели за последние годы к кардинальному сокращению несчастных случаев на лесозаготовке: за последние два года их количество снизилось в 5 раз! Так что на лесозаготовке меняется не только техника — целая эпоха…

Инвестиции в лесной филиал и наведение в нем структурного порядка уже приносят зримый результат. В прошлом году обеспеченность собственной древесиной филиала Группы «Илим» в Коряжме впервые составила 35 % (раньше — не более 30 %). В планах лесозаготовителей к 2014 году поднять этот показатель до 40 % — это тот уровень, при котором комбинат сможет

чувствовать свою независимость от внезапного колебания цен на древесину на рынках.

«Люди почувствовали, что компания заботится об условиях их труда и отдыха. Почувствовали уверенность в своем заработке. И это не могло не сказаться на результате: заданная нам программа лесозаготовки и поставки на комбинат древесины этой зимой выполнена на 100 %, — говорит Владимир Федфебелев. — Теперь мы, лесозаготовители, работаем как единый механизм и как часть одной большой команды „Илима“. И это главный результат всех предпринятых нами в лесозаготовке реформ».

В этом году в Лесной филиал в Коряжме Группа «Илим» инвестирует около

$ 35 млн. Средства пойдут, в частности, на техническое переоснащение

лесозаготовки. Причем новая техника, закупленная в счет поставок по инвестпрограмме этого года, стала поставляться в филиал уже в конце прошлого года.

По машинам

Труд лесозаготовителей на делянках, по сути, только начинает большую технологическую цепочку бумажного производства. В минувшем году филиал Группы «Илим» в Коряжме достиг исторического рекорда — выпустил миллион тонн готовой продукции! Этот успех стал возможен благодаря ударному труду работников комбината и проводимой в филиале в последние годы программе модернизации производства. Но директор филиала Валерий Антонишин говорит об этом важном событии очень просто: «Работали, и результат пришел!..».

В ближайшие годы работникам филиала придется трудиться с не меньшей, а пожалуй, что и большей интенсивностью: ведь при выпуске запланированных объемов продукции комбинат одновременно должен запустить и совершенно новое для себя производство. Бумагоделательная машина (БДМ) номер семь, запуск которой позволит предприятию выйти на рынок офисной и мелованной бумаги, уже отдельными партиями доставляется из Шотландии в Россию. На предприятии вовсю идет расчистка площадки под будущее строительство.

Директор по строительству БДМ-7 Юрий Моргунов называет новый проект беспрецедентным для России. «Никто у нас за последнее время еще не осуществлял таких масштабных проектов — запуск машины на 220–230 тыс. тонн продукции в год, — поясняет он. — Это очень сложная работа — и с технологической, и с организационной точек зрения. Помимо того, что сама БДМ для нас новая, через полгода ее ввода в строй мы должны запустить еще и меловальную установку. Все это процессы, которые требуют от нас и новых знаний, и привлечения новых квалифицированных специалистов. Работа предстоит большая, но, я уверен, мы с ней справимся и обеспечим филиалу успешное развитие». 

Корпоративные СМИ

Новости

Большая Коряжма

13.11.2013
Группа «Илим» начала выпуск первой российской чистоцеллюлозной мелованной бумаги

11.11.2013
В рамках сотрудничества с International Paper Группа «Илим» начинает производство офисной бумаги SvetoCopy

28.09.2013
Меловальная установка опробована на бумаге

24.09.2013
Готовность меловальной установки – 98%

04.09.2013
Участок мелования готовится к пуску

25.07.2013
Готовность меловальной установки – 92%

23.07.2013
Ведется благоустройство территории новой бумажной фабрики

27.05.2013
Меловальная установка готова на 80%

24.05.2013
Седьмая буммашина наращивает производственные показатели

27.04.2013
Введен в работу клеильный пресс

Архив

СМИ о проекте

Большая Коряжма

05.03.2013
Самая ценная бумага

18.01.2013
На финишной прямой

17.07.2012
Не исключено, что видом из окна цеха БДМ №7 станет восьмая машина

30.06.2012
На участке ремонта валов завершили подготовку сушильных цилиндров для БДМ-7

28.06.2012
«Илим» увеличит лесозаготовку в том числе за счет интенсивного лесопользования

21.06.2012
Проект модернизации ЦБК Группы "Илим" в Архангельской области будет завершен с опережением плановых сроков – в 2013 году

26.05.2012
На новую фабрику поступают составляющие БДМ

23.05.2012
Коряжма в скором времени может стать родиной российской мелованной бумаги

18.05.2012
Коряжма. Строительство БДМ-7: начался монтаж наката и сушильных цилиндров

31.03.2012
Коряжемская меловка: интернациональный образец

Архив