RU EN
Big Bratsk

Integral Approach

05.09.2011

Resolution of infrastructure issues, private ownership of forests, and intensive forest management are prerequisites to sustainable  development of the Russian timber industry.

In East Siberia, Ilim Group is implementing one of the largest projects in the history of the Russian timber industry to ensure sustainable utilization of local resources. In his interview to Expert magazine, Zakhar D. Smushkin, Chairman of the Board of Directors of Ilim Group, spoke about the status of the project, the situation in the global timber industry, and the best possible forest road construction solution.

Ilim Group's investment program involving construction of new facilities (including those in East Siberia) and upgrade and rebuild of the existing mills is one of the largest in the global timber industry. Are you satisfied with the progress?

– Yes, we are. Despite some short-term issues, the Company manages its long-term investment activities very well. We have our program planned up to 2014 with total investments amounting to USD 1.4 billion. Two huge projects make up the basis of the program: construction of a new paper machine in Koryazhma (Arkhangelsk Oblast) which costs USD 270 million, and a new pulp mill in Bratsk (Irkutsk Oblast) with an estimated cost of USD 700 million.

In fact, the investment program is split in two geographical segments. In East Siberia we are undertaking a complete rebuild of former Bratskkomplexholding (the Big Bratsk project) aimed at increasing its production capacity up to over a million tons, market pulp mostly. The new pulp mill will allow Ilim to boost its output by at least 300,000 tons in the near future. Taking into consideration the rebuild of the Ust-Ilimsk Mill as our next step, our total production increase in the Siberian region is to amount to 500,000 tons.

The Big Bratsk project was preceded by the Company's forestry investment project and large-scale purchases of up-to-date forestry equipment: harvesters, trucks, road construction machinery, and comfortable shift camp cabins for our workers. We invested over USD 160 million to purchase about 500 units of equipment in 2008-2009.

In Koryazhma, the Company invested USD 50 million and started up one of the world's largest NSSC pulp plants in 2009. The output of the plant is 310,000 tons per year.

Russia will see its first 70,000 tons per year coated paper plant after a new paper machine is installed in Koryazhma. Our strategy is to increase its capacity in the future.

– What major difficulties have you come across during the implementation of Big Bratsk, your largest project?

– In general, we are satisfied with how work is done there. Of course, some things go very well while in some areas we are a bit behind the schedule. The major obstacle for us is the lack of engineers and construction workers. The Big Bratsk team is multinational: we have people from Russia, Czech Republic, USA, Poland, Austria and China working there. We had to draw experts from all over the world because there were not enough qualified human resources in Bratsk. It has been quite a while since Bratsk saw its last large-scale construction activities. The organizations have been dissolved. A lot of human resources have been lost.

Working Towards the Goal

– There has long been much discussion around East Siberian resources and their development. What is the potential role of the forest industry in improving the efficiency of utilization of natural resources in Siberia?

– The resources there should be used to the full because Siberia has huge amounts of the world's best quality softwood.  However, the Irkutsk Oblast is Russia's leader not just in harvesting. It is also famous for its value-added wood products. Three pulp mills located in the region produce over 50% of all Russian market pulp.

We all see the potential and development opportunities. The question is how we are going to utilize the potential. The solution must be market-based, and one that requires effective management. Our strategy is to develop market pulp, board and specialty pulp production in East Siberia. Manufacturing of value-added products, like white papers, is out of scope. Delivering such products to the European part of Russia would be complicated and costly in terms of logistics, which would affect production costs. The domestic market in the region is still very small, while China does not need any of these products because its internal demand is fully covered by local facilities. This is why in today's Siberia it is economically feasible to produce different types of pulp and board.

One of the development opportunities for Siberian pulp and paper industry is larch. Ilim's leased timberland can potentially provide over a million cubic meters of larch wood annually. Larch has unique properties – it has very high basis weight and strength parameters. However, these properties prevent larch wood from being processed using the traditional technology. Last year our Company together with the St. Petersburg State Technological University of Plant Polymers won a contest held by the Ministry ­of Education and Science of the Russian Federation to be granted RUB 150 million for developing a process for making larch pulp. The project will deliver a new type of pulp and other value-added products. First cooking trials were made in Bratsk a short while ago. The results look pretty good. Now the pulp is being tested by potential customers.

– The Big Bratsk products will be mostly geared for the Chinese market. How prepared is the market for your new capacities? What is your estimate of potential demand?

– My opinion is that Russian forest companies should think about acquiring shares in Chinese pulp and paper companies. This is what we have to achieve in the long run despite the fact that there still are a lot of obstacles, both in politics and economics. 

With a total annual output of 2.5 million tons, Ilim Group currently exports about one million tons of its products to China. In the near future we intend to get over the 1.2 million ton threshold thanks to implementation of our project in Bratsk. Pulp consumption in China grows by 1 million tons annually. I am totally sure China will be able to buy everything we can offer.

Fighting to Turn the Page

– You are among the champions of private ownership of forest land in Russia. A lot of people, mostly in the forest industry, support this idea. However, there are still many of those who do not. Has there been much progress in this discussion?

– It is dynamic, but no specific resolutions have yet made.

I think that the Russian forest industry needs three things for full-fledged sustainable development. First comes intensive forest management. Forest management intensity is very low in areas where the main wood processing facilities are located, and wood yield in Russia is only 0.3-2.0 m3/ha per year (against 3.0-4.0 m3/ha per year in Finland). The required harvesting volumes can only be achieved by further expansion of the leased areas, which leads to higher logging and delivery costs. This in turn impairs competitiveness of forestry products and reduces the investment appeal of the Russian forest industry.

The alternative here is to adopt the intensive forest management model. This model allows cultivation of stock with specific species composition and size depending on the processor's needs while the forest management activities affect the whole lifetime of a tree. Thus we could influence the tree growth, enhance the qualities we need and perform clear cutting operations upon reaching a certain average stand diameter rather than age.

According to Scandinavian best practices, this model motivates the owner (lessee) to perform reforestation using the most efficient methods, ensure higher quality forest tending, implement cutting-edge forest management technologies, and maximize the economic effect.

Secondly, the road issue needs to be addressed. Currently there is no systematic approach to forest road construction. The roads are built by the forest users but who are unable to ensure proper infrastructural development. This hinders forest development thus limiting wood processing capacities. We believe that permanent roads should be constructed by the government according to its forest planning for every region, while temporary roads branching from the arterial roads should be built and maintained by forest users.

And finally – introducing the above mentioned private ownership of timberland. We are consistent here, and our view is that privatization is inevitable.

However, it should be made clear that not all forests must be privatized. We are talking only about industrial forests that supply wood to large mills.

The key argument our opponents have is that privatization might result in deforestation. We think no forest industrialist will ever treat his resources that way because people are always interested in saving and adding value to the things they own. The legislator can also enforce reforestation obligations.

Privatization will improve the investment appeal of the Russian forest industry which is currently very low. Investors will know that their projects will have sustainable wood supply in the long term, which will eliminate another significant investment risk.

Last but not least, private timberland will sufficiently increase capitalization of forest industry businesses. The companies will be able to use this new asset to improve their borrowing capacity.

This page is yet to be turned.

– What is the situation in the Russian and global forest product markets? Have the markets recovered? What trends do you observe?

– Generally, the industry development trends are still the same: significant demand increase in the Southeast Asia – China, India and Vietnam – and small but dynamic growth of demand in Eastern Europe and in Russia.

The industry was rather quick to recover after the recession. The recession forced many high-cost facilities to shut down thus making the supply situation healthier. Recovery of demand has led to gradual increase in prices. However, the recovery has been patchy.

The development of the industry in Russia will depend primarily on the growth of domestic demand. As for Ilim Group, our strategy remains the same: develop retail production in the North-West for the domestic and European markets, produce export goods in Siberia to sell in the South-East Asia, mainly in China.

– There has been much discussion recently about a new global recession. Will it affect your plans?

– Well, in fact, I think the world has not yet left the recent recession behind. There still are a lot of issues to be solved. Even if concerns about a new recession materialize, our investment program should not be materially affected. We hedge our risks. The only thing the recession may change is the project  payback period. Our current estimate for the Big Bratsk project to pay back is five years.

Expert

RU EN
Большой Братск

Интегральный подход

05.09.2011

Для качественного развития российского леспрома необходимо решить инфраструктурные проблемы, ввести частную собственность на леса и перейти к интенсивным методам лесозаготовки

Группа «Илим» реализует в Восточной Сибири один из крупнейших в истории лесопромышленного комплекса (ЛПК) проектов, который обеспечит качественное использование ресурсного потенциала региона. В интервью «Эксперту» председатель совета директоров Группы «Илим» Захар Смушкин рассказал, на какой стадии находится реализация проекта, объяснил ситуацию в мировом леспроме и нарисовал оптимальную схему лесодорожного устройства.

— Инвестиционная программа Группы «Илим» , предусматривающая строительство новых производств, в том числе в Восточной Сибири, модернизацию и расширение действующих предприятий, пожалуй, одна из крупнейших по объемам инвестиций в мировом ЛПК. Довольны ли вы темпами ее реализации?

— Да, несмотря на определенные тактические сложности, стратегически компания четко выполняет заложенные в инвестпрограмме мероприятия. Планы рассчитаны до 2014 года, общий объем инвестиций составляет порядка 1,4 миллиарда долларов. Основа ее — два крупнейших проекта: строительство новой бумагоделательной машины в Коряжме Архангельской области стоимостью 270 миллионов долларов и новой целлюлозной линии на комбинате в Братске Иркутской области (проект оценивается в 700 миллионов долларов).

По сути, инвестпрограмма четко разделена на два территориальных сегмента. В Восточной Сибири мы говорим фактически о полной перестройке бывшего Братского лесопромышленного комплекса (проект «Большой Братск» ) с тем, чтобы увеличить его производительность более чем до миллиона тонн продукции, в основном товарной целлюлозы. Новая линия по производству целлюлозы позволит «Илиму» в ближайшем будущем увеличить объем выпуска продукции как минимум на 300 тысяч тонн. С учетом последующей реконструкции Усть-Илимского комбината мы предполагаем увеличить объемы производства целлюлозы в Сибирском регионе на 500 тысяч тонн.

Началу крупных инвестиций в целлюлозное производство в Сибири предшествовала «лесная» программа — масштабная закупка техники: лесозаготовительной, лесовозной, для строительства дорог, а также установка комфортабельных вахтовых домиков для наших работников. В 2008–2009 годах мы закупили в общей сложности около 500 единиц техники более чем на 160 миллионов долларов.

В Коряжме в 2009 году запущен один из самых крупных в мире заводов нейтральной сульфитной полуцеллюлозы, инвестиции составили 50 миллионов долларов. Объем его производства — 310 тысяч тонн в год.

Именно в Коряжме после установки новой бумагоделательной машины будет создано первое в России производство мелованной бумаги мощностью 70 тысяч тонн в год. Стратегически мы намерены увеличивать ее производство.

— Какие основные трудности возникли при реализации вашего самого крупного проекта — «Большого Братска» ?

— Работой в целом мы удовлетворены. Естественно, что-то идет очень хорошо, где-то наблюдается отставание от графика. Основные сложности связаны с отсутствием строительных и инженерных кадров. В команде, которая ведет проект «Большой Братск» , работают представители разных стран — России, Чехии, США, Польши, Австрии, Китая. Такой пестрый национальный состав обусловлен тем, что, к сожалению, в Братске не удалось найти квалифицированных кадров в нужном нам количестве. Долгое время ничего серьезного не строилось. Организации расформированы. Кадры в основном утрачены.

Приближение целей

— О ресурсном потенциале Восточной Сибири и о том, как его развивать, разговоры ведутся давно. Какую роль может сыграть лесопромышленный комплекс в росте эффективности использования природных богатств Сибири?

— Ресурсы необходимо использовать в полную силу, поскольку такого качественного хвойного леса, как в Сибири, нигде в мире не найдешь, тем более в таких объемах. Но Иркутская область занимает первое место в России не только по объемам заготовки древесины. Она — рекордсмен и в сфере глубокой переработки древесины: более 50 процентов всей российской товарной целлюлозы приходится на три целлюлозно-бумажных комбината, расположенных в этом регионе.

Потенциал и возможности для развития очевидны, другой вопрос, как этот потенциал раскрывать. Это решение более рыночное, требующее эффективного управления. Наша логика — развивать в Восточной Сибири производство товарной целлюлозы, картона, возможно, различных видов специальной целлюлозы. Но не создавать здесь производство товаров с более высокой добавленной стоимостью, тех же белых бумаг. Сложная и дорогая логистика по доставке подобной продукции в европейскую часть России серьезно влияет на себестоимость, внутренний региональный рынок еще очень мал, а поставлять в Китай такую продукцию бесполезно — он сам успешно закрывает свои потребности. Поэтому на данный момент в Сибири экономически эффективно производство различных видов целлюлозы и картона.

Одна из возможностей для развития целлюлозно-бумажной промышленности (ЦБП) в Сибири — переработка древесины лиственницы, потенциальные объемы заготовки которой только в арендованной базе Группы «Илим» превышают миллион кубометров в год. Лиственница обладает уникальными свойствами — высокой прочностью и плотностью. Однако именно эти свойства лиственницы не позволяют использовать ее в ЦБП с переработкой по традиционной технологии. В прошлом году мы совместно с Санкт-Петербургским государственным технологическим университетом растительных полимеров выиграли конкурс инновационных проектов Мин­образования и науки и получили финансирование в размере 150 миллионов рублей на разработку технологии производства целлюлозы из этой породы древесины. Результатом проекта должен стать выпуск нового вида целлюлозы и других продуктов с высокой добавленной стоимостью. Первые пробные варки прошли в Братске не так давно. Закончились, по нашим оценкам, достаточно неплохо. Сейчас целлюлозу тестируют потенциальные потребители.

— Продукция Большого Братска будет ориентирована в первую очередь на китайский рынок. Насколько этот рынок готов к вашим новым мощностям и насколько они будут востребованы потребителями?

— Я вообще считаю, что российским лесопромышленникам нужно задуматься о вхождении в капитал китайских предприятий ЦБП. Понятно, что есть много подводных камней, как политических, так и экономических, но стратегически это та цель, которую требуется достичь.

Что касается текущего состояния дел, то Группа «Илим» при ежегодном объеме производства 2,5 миллиона тонн экспортирует в Китай порядка одного миллиона тонн продукции. В ближайшие годы мы намерены перейти рубеж в 1,2 миллиона тонн за счет проекта в Братске. В Китае потребление только целлюлозы увеличивается на 1 миллион тонн в год. Я не сомневаюсь, что все наши дополнительные объемы будут востребованы.

Стоим с флагом

— Вы один из адептов введения в России частной собственности на леса. У этой идеи много сторонников, в основном ваших коллег по лесному бизнесу, но достаточно и противников. Как продвигается дискуссия по этому вопросу?

— Дискуссия активная, но конкретных решений пока нет.

Мое мнение: для полноценного и качественного развития ЛПК России необходимо сделать как минимум три вещи. Прежде всего, перейти к интенсивным методам лесозаготовки. Интенсивность лесопользования в районах расположения основных лесоперерабатывающих производств в России крайне низкая, съем древесины составляет лишь 0,3–2,0 кубометра с гектара в год (аналогичный показатель в Финляндии — 3–4 кубометра в год). Обеспечить необходимые объемы заготовки древесины можно только за счет дальнейшего расширения арендованных площадей, что соответственно увеличивает затраты на заготовку и поставку древесины. В свою очередь, это приводит к снижению конкурентоспособности продукции отрасли и инвестиционной привлекательности отечественного лесного комплекса.

Альтернатива такому развитию событий — переход на интенсивный путь развития лесного хозяйства. Основные отличия данной модели состоят в том, что лес выращивается с нужной переработчику породной и сортиментной структурой, а лесохозяйственные мероприятия проводятся в течение всего периода роста дерева. Это позволяет влиять на формирование деревьев, ускорить достижение ими заданных характеристик и использовать альтернативный возрасту насаждений показатель возможности проведения сплошных рубок — достижение древостоем определенного среднего диаметра.

Как показала практика скандинавских стран, использование этой модели приводит к заинтересованности собственника (арендатора) в проведении лесовосстановления наиболее эффективным способом, к более качественному уходу за лесом, к внедрению современных технологий ведения лесного хозяйства и получению максимального экономического эффекта.

Второй блок вопросов — дороги. Системный подход государства к строительству лесных дорог отсутствует. Сейчас лесопользователи строят всю сеть лесных дорог сами, однако они не могут обеспечить полноценное инфраструктурное развитие. В результате сдерживается освоение лесов, что, в свою очередь, ограничивает возможности развития мощностей по переработке древесины. Мы считаем, что строительство и содержание дорог постоянного действия, обеспечивающих доступ к лесным участкам (так называемые магистрали), должно осуществляться государством в соответствии с лесными планами регионов, а строительство и содержание временных дорог, являющихся ответвлениями от магистралей, — лесопользователями.

И третья инициатива — действительно, приватизация леса. Мы с этим флагом стоим и считаем, что от частной собственности нам никуда не деться.

Здесь необходимо сделать оговорку: мы говорим не о приватизации всего леса, а о приватизации лесов промышленного назначения — тех лесных участков, которые используются для сырьевого обеспечения крупных перерабатывающих предприятий.

Основной аргумент у противников этой идеи один: мол, если разрешить приватизацию, то леса сразу вырубят. Мы считаем, что ни один лесопромышленник в здравом уме не будет так обходиться с ресурсами, потому что собственник заинтересован в сохранении и приумножении своего имущества. Можно также законодательно закрепить обязательства по проведению лесовосстановления.

Приватизация будет способствовать решению одной из основных проблем российского лесного комплекса — низкой инвестиционной привлекательности. Инвесторы будут уверены, что их проект обеспечен сырьем в долгосрочной перспективе, — одним серьезным инвестиционным риском станет меньше.

Наконец, лес, находящийся в собственности, существенно увеличит капитализацию лесопромышленных компаний. Этот новый актив можно будет использовать для дополнительных финансовых заимствований.

Страница не перевернута

— Какова в целом ситуация на рынке лесной продукции в России и в мире? Восстановились ли рынки? Какие основные тенденции вы бы отметили?

— Основные тенденции развития отрасли не претерпели серьезных изменений. Это по-прежнему значительный рост потребления в странах Юго-Восточной Азии — в Китае, Индии и Вьетнаме, — а также небольшой, но устойчивый рост потребления в Восточной Европе и в России.

Отрасль довольно быстро восстановилась после кризиса. В ходе рецессии оказались закрыты многие высокозатратные производственные мощности, что позволило значительно оздоровить ситуацию с предложением продукции. Благодаря восстановлению спроса постепенно выросли и цены. Правда, не во всех сегментах и не на всех рынках ситуация выглядит одинаково хорошо.

Развитие отрасли в России будет зависеть прежде всего от роста потребления внутри страны. Если говорить о Группе «Илим» , то наша стратегия сформулирована давно: развитие производства ритейловой группы товаров на Северо-Западе для внутреннего и европейского рынков, а также выпуск экспорториентированной продукции в Сибири для рынков Юго-Восточной Азии, прежде всего Китая.

— В последние месяцы актуализировалось обсуждение нового мирового финансового кризиса. Он не помешает вашим планам?

— Действительно, на мой взгляд, мир не перевернул кризисную страничку. Совершенно очевидны серьезные проблемы. Но даже если опасения по поводу нового кризиса оправдаются, это не должно сильно повлиять на реализацию нашей инвестиционной программы. Мы хеджируем свои риски. Единственное, на что может повлиять кризис, — это сроки окупаемости проекта. На данный момент мы рассчитываем, что проект «Большой Братск» окупится в течение пяти лет.

Эксперт

Новости

Большой Братск

20.06.2013
Руководству Группы «Илим» вручены правительственные награды

19.06.2013
Группа «Илим» торжественно запустила крупнейшее в мире производство хвойной целлюлозы (проект «Большой Братск»)

28.05.2013
«Большой Братск» (видео)

25.04.2013
«Большой Братск» выпустил первую товарную целлюлозу

19.04.2013
В филиале Группы «Илим» в Братске начались пусковые испытания пресспата нового хвойного потока

19.04.2013
На «Большом Братске» прошли испытания сортировочной и промывочной линий

30.03.2013
Руководители Группы «Илим» и International Paper посетили «Большой Братск»

15.03.2013
Состоялось очередное заседание Общественного совета «Большого Братска»

14.03.2013
Специалисты «Большого Братска» осваивают систему управления новым хвойным потоком

10.03.2013
«Большой Братск»: сегодня на объектах

Архив

СМИ о проекте

Большой Братск

19.06.2013
Медведев запустил новое производство целлюлозы на предприятии Группы "Илим"

19.06.2013
Медведев запустил новое производство целлюлозы на предприятии "Группы "Илим" в Иркутской области и пообщался с его работниками

19.06.2013
Д.Медведев принял участие в церемонии запуска нового производства целлюлозы в г.Братске

19.06.2013
Развитию лесопромышленной отрасли посвящена рабочая поездка Дмитрия Медведева в Иркутскую область

18.01.2013
На финишной прямой

26.12.2012
"Большой Братск" готовится к запуску

25.12.2012
Проект "Большой Братск" завершается

13.07.2012
Губернатор оценил «Большой Братск»

11.07.2012
Губернатор посмотрел, как реализуется инвестпроект "Большой Братск"

06.07.2012
Ход первых пусковых мероприятий на «Большом Братске» оценила общественность

Архив